Карим Рашид

Карим Рашид - один из самых плодовитых дизайнеров в мире. Он создает объекты, отражающие настоящий момент. Именно он придумал термин «blobject» (объект blob). Карим выиграл более 300 наград, а в работе у него находится свыше 3000 проектов. Добавьте к этому тот факт, что он работает в абсолютно разных сферах, начиная от мебели и модных аксессуаров и заканчивая освещением, предметами искусства, цифровой графикой, настольными играми, авторучками и даже отелями.

фото 1 фото 2

Рашид родился в Каире, затем переезжал в Англию, Канаду, Италию и сегодня обосновался в Нью-Йорке, вместе со своей студией. Его студия похожа на музей современного искусства, в котором представлены его многочисленные, много дизайнов. Он известен одним из своих ранних проектов для финской дизайнерской компании Umbra, Garbo can, которую теперь можно найти в музее современного искусства MoMA в Нью-Йорке. Его коллекции часто демонстрируют новаторские формы, избегая стандартных принципов дизайна.

Карим рассказывает о своих подвигах, публикуя многочисленные книги, в том числе «Хочу изменить мир», а также «Дизайн себя», которая представляет собой его манифест, или книга Digipop, где исследуется компьютерная графика.

Мы поговорили с Рашидом о его корнях и эволюции как дизайнера, любви к цвету и текущих проектах.

- Прежде всего, скажите нам, кто вы и что вы создаете?

Я считаю себя скорее дизайнером культуры, чем исключительно промышленным дизайнером или художником. У меня есть стремление сделать что-то оригинальное в мире, но прикоснуться при этом к опыту многих людей.
Мои проекты - это проявление моей души, как проявлением души композитора является его музыка. Я очень увлекаюсь дизайном ручек, ювелирных изделий, бутылок для ликеров, кофейных чашек, а также занимаюсь разработкой фирменного стиля, ковров, напольных покрытий, мебели, дизайнов интерьеров или зданий. Я могу сформировать целый человеческий целостный опыт из таких микро-составляющих.

фото 3 фото 4

- Ваши египетские корни влияют на вашу работу?

Я не могу сказать, что мое происхождение явно формировало мою концепцию дизайна, но все мы сформированы нашей ДНК, которая проявляется подсознательно. Например, я только 10 лет назад понял, что мои символы похожи на египетские иероглифы. Я никогда не думал об этом до этого и думал, почему я разработал этот язык. Я работал над ним в течение 30 лет. Это началось, когда я проектировал электроинструменты для Black and Decker в США в середине восьмидесятых. Black & Decker отказался дать дизайнерам авторские права на работу, поэтому я создал символ и встроил его в пластиковую форму. Это был способ отметить мою работу, обозначив мой творческий вклад. Затем я продолжал создавать символы, каждый из которых имел определенный смысл.

C 1962 года я жил в Англии. Когда я вернулся в Каир, я сразу почувствовал, как этот город своим разнообразием разгоняет кровь в моих венах. Это феноменальное, экзотическое место, откуда берет начало происхождение всех цивилизаций на Земле. Но в то же время для меня он был иностранным городом, а не частью моей собственной культуры. Я был слишком молод, когда уехал, моя мама была англичанкой, а отец никогда не говорил о нашей культуре, и я никогда не изучал арабский язык. Я наполовину англичанин и провел еще много лет в Англии, Канаде и США, намного больше, чем в Египте.

- Откуда взялась ваша любовь к цвету и использование футуристических элементов?

Цвет - это жизнь. Для меня цвет - это еще и способ общаться и соприкасаться со своими эмоциями, своей психикой и духовной сущностью. Я думаю об использовании цветов как создании опыта, участия человека в определенной задаче или функции. Я всегда говорю: используйте цвет, чтобы выразить себя. Не бойся этого ярко-оранжевого стула. Покрасьте стены в цвет лайма. Цветное стекло отлично смотрится в ванных комнатах. Будьте храбрыми, когда дело касается ковров, столешниц и столов. Цвет прекрасен, и он связан с самовыражением. Будьте самими собой.

фото 5 фото 6

Моя работа – она о настоящем моменте. Я полностью против идеи пытаться подражать чему-то и копировать старые стили. Архитектура и дизайн должны быть зеркалом нашего времени. Я считаю, что все новые материальные вещи должны как-то комментировать или отражать, охватывать цифровую эпоху, будь то производственный метод, новый материал или цифровой язык, новый образ жизни. Если я куплю автомобиль сегодня, я ожидаю увидеть новые красивые формы, цвета и отделку, новейшие технологии, высочайшую безопасность, комфорт, максимальную эффективность и тот язык и те чувства, которые характерны для того времени, в котором я живу. Я бы не стал покупать лошадь и тележку, играть на граммофоне и пользоваться телефонной связью. Я не хочу сидеть в кресле-качалке или спать на соломенном матраце с опасной кованым изголовьем или резными ангелами и барельефами. Мы не должны повторять прошлое. Прошлое прошло. Когда мы разрабатываем что-то, мы используем современные критерии для формирования будущего.

Как вы эволюционировали на протяжении десятилетий?

Дизайн должен развивать нас – благоустраивать и улучшать наше общество. На протяжении многих лет мои проекты отвечали моему видению, но менялись их технологии. Всегда были такие проекты, которые я хотел воплотить, но это было технологически невозможно. Инструменты и технологии вдохновляют меня на то, чтобы создавать формы настолько чувственные, гуманистические, ностальгические, скульптурные, насколько это возможно, но с помощью новых способов, которые раньше были невозможны.

В настоящем может быть трудно увидеть стиль. Только постфактум мы можем выделить тенденцию. Но я считаю, что стиль и дизайн обусловлены новыми технологиями. Проекты должны меняться с внедрением новых технологий. Важнейшие пьесы прошлого века стали культовыми, потому что они были созданы с использованием новых технологий. Например, в дизайне стула Breuer использован изгиб стальной трубы с велосипедной фабрики. Стул Alvar Aalto сделан с применением труб из фанеры и вдохновлен местным изготовителем деревянных канализационных труб. И т. д. Первый пластиковый литой моноблочный стул появился, потому что у нас была технология применения смолы методом ее машинного впрыскивания. Промышленный дизайн управляется дизайнерами, осваивающими нечто новое, будь то материалы, методы производства или механические изобретения. Поэтому будущие инновации будут зависеть от того, как мы, дизайнеры, принимаем новизну сегодня. Возможно, людям нравится предполагать, что дизайн развивается с более поверхностными тенденциями, но именно это - та технология, которая нас ведет.

Как начинается для вас творческий процесс? Вы начинаете рисовать, исследовать, медитировать или что-то еще?

Каждый проект отличается, и обычно процессы проектирования также различаются. Именно моя всесторонность дает мне возможность перекрестно переносить идеи, материалы, методы, эстетику и язык - от одних проектов к другим. Я рисую наброски идей в альбоме, а затем отправляю свои проекты в студию. Крайне важно начать с концепции, а затем разработать форму вокруг нее. Мыслить можно одновременно скульптурно и концептуально. Моя команда создает 3D-рендеринг моих идей, а также исследовательские материалы, производственные процессы.

Как вы добиваетесь того, чтобы ваша «метка» осталась на всем, что вы создаете, независимо от проекта, клиента или местоположения?

Я вношу свою лепту столько, сколько могу, пока нахожусь на этой планете. Любая работа, которую я делаю, должна иметь хоть какой-то оттенок оригинальности. Я стремлюсь к этому. Я также стараюсь производить работу, которая говорит о том времени, в котором я живу, о современном мире, который является случайным, цифровым, гибким, технологичным и гуманистичным в то же время.

Есть ли какие-то дизайнеры, которыми вы восхищаетесь?

Этторе Сотсасс научил меня тому, что не нужно быть великим художником, чтобы стать отличным дизайнером. У меня есть его вазы, и несколько работ из серии «Мемфис», они постоянно напоминают мне об этом. Художник не дизайнер, а дизайнер - не художник. Взгляд на его работы приносит мне огромную радость и побуждает меня создавать объекты, которые принесут радость другим и, что еще важнее, постоянно ставят под сомнение статус-кво. Также я кратко знаком с работами Гаэтано Песа и Адриша фон Онка. Я занимался по вечерам с Акилем Кастильоне в «Политехнике» и работал с Родольфо Бонетто в течение года. Меня очень вдохновили и заинтересовали проекты Alchimia, Mendini и Алессандро Гуэррьеро, Superstudio, Archizoom, Джио Понтии и Бруно Мунари. Еще к моим любимым дизайнерам относятся Луиджи Колани, Раймонд Лоуи и Ласло Мохой-Надь.

С кем бы вы хотели сотрудничать в будущем?

Мне хотелось бы разработать дизайн для Tesla, Bang & Olufsen, а еще я хотел бы работать с такими компаниями, как Adidas , Bose, Boeing, Ferrero, H & M, T-Fal, Numark, Conair, Bionaire, Kartell, Herman Miller, Braun, IKEA, Vitra, Fiat, Vespa, Hugo Boss, Levi's… И, другими модными брендами – их слишком много, чтобы перечислять. Я думаю, что все они делают интеллектуальные продукты, но некоторым из них не хватает связи с реальной человеческой жизнью, и мои язык и философия действительно могут помочь сформировать будущее их брендов.

Я хотел бы проектировать жилье для людей с низким доходом, художественные галереи, больше магазинов розничной торговли, музеев; продукты для возрастных потребителей, более гуманитарные проекты, которые могут помочь спасти Землю. И я хотел бы спроектировать биодеградируемое ведро для Rubbermaid для моей серии «BUCKET» (ха-ха!).

Что вы надеетесь передать следующему поколению дизайнеров?

Молодым дизайнерам я всегда даю совет: будьте умны, терпеливы, научитесь учиться, научитесь быть действительно практичными, но наполните поэтику, эстетику и новые парадигмы нашего изменяющегося ландшафта продукта. Вы должны найти новые языки, новую семантику, новую эстетику, экспериментировать с новым материалом и поведенческими подходами. Также всегда помните об очевидных требованиях к продукту, таких как эмоции, простота использования, технологическое совершенство, юмор и смысл, а также позитивный энергичный и гордый дух. Этого не хватает! Многие продукты имеют очень короткий срок жизни, и они должны учитывать дух времени в своих продуктовых линиях.

Ваша тема на семинаре Decor + Design в Австралии - «будущее дизайна». Почему вы выбрали именно ее?

Я рассказываю о том, как дизайн формирует будущее и культуру. Я считаю, что дизайн чрезвычайно тесно связан с нашей повседневной жизнью и может изменить к лучшему поведение людей. Продукты и мебель должны иметь дело с нашим эмоциональным фоном, поэтому мы развиваем воображение и опыт. Плохой дизайн создает обременения, действует как источник стресса, усложняет задачи и не приносит никакой красоты в мир.

Как вы думаете, каким будет будущее дизайна?

Будущее имеет бесконечные возможности, но самое главное - мир наконец становится современным, а стили прошлого теперь могут быть только «подтасовкой» тенденций. Я вижу будущее нашего эстетического мира объединяющим все эстетические дисциплины, так что дизайн, искусство, архитектура, мода, еда, музыка станут едиными и увеличат наш опыт и принесут большую пользу нашей материальной и нематериальной жизни. Дизайн изменится вместе с технологией.

Расскажите нам об одном из проектов, над которым вы сейчас работаете, и о том, почему он важен для вас.

Я работаю на Temptation, это - 500-комнатный жилой комплекс в Канкуне только для взрослых. Что больше всего волнует меня в этом беспрецедентном проекте, так это то, что у него очень интересный сюжет. Сам отель, бренд - Original Hotels - владеет гостиницами, которые позволяют ощущать сексуальную свободу бытия, что само по себе мало где доступно. Вдохновением мне служило человеческое тело и взаимодействие людей, их общность. Я думаю, важно создать такой опыт, который будет сочетаться между собой и которого никогда не будет у вас дома. Действительно эротические, чувственные, абстрактные формы. Как только вы увидите этот отель, я думаю, вы будете потрясены его пространствами.

Голосуйте за статью
(Среднее: 3.3) Оценок: 37
Добавить комментарий
2 + 18 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.